Энергосбыты снижают «дебиторку»
14 марта 2022
Погодный фактор
Лидеры рынка не только не почувствовали кризис, который в некоторых отраслях вызвала пандемия коронавируса, но, напротив, усилили свои позиции. Один из крупнейших энергосбытов России — АО «Мосэнергосбыт» — в минувшем году увеличил свою долю на рынке страны по объему физического потребления электроэнергии с 8,2% до 8,7% по сравнению с показателем 2020 года. В том числе в Москве и Подмосковье зафиксирован рост с 87% до 87,4%. Конечно, в значительной степени москвичам помог «фактор Красногорска» — с 1 ноября прошлого года «Мосэнергосбыт» начал обслуживать в этой локации десятки тысяч абонентов ПАО «Россети Московский регион».
Но сам энергосбыт основной причиной своего роста называет погодный фактор. Так, температура воздуха в Московском регионе в первом квартале 2021 года держалась на уровне 5,7°С — это ниже среднемноголетних температур и ниже аналогичного показателя 2020 года на 6,9°С.
Плюс москвичи активно расширяли географию своего присутствия — в прошлом году «Мосэнергосбыт» начал обслуживать 18 новых объектов крупных компаний, появившихся за пределами Московского региона. В их числе объекты ООО «Леруа Мерлен Восток», АО «РЕТАЛ», ООО «КовровЛесПром», ООО «Метро Кэш Энд Керри» в Смоленской, Псковской, Владимирской, Свердловской, Омской и других областях.
Пандемия и долги
Дебиторская задолженность крупных энергосбытов, как один из факторов, тормозящих их развитие и даже приводящих к банкротству, в минувшем году не сыграла своей роковой роли. В этом смысле показательны цифры, приведенные пресс-службой АО «Татэнергосбыт». Поначалу пандемия серьезно отразилась на деятельности компании. Общая задолженность потребителей на 1 июля 2020 года составила 479,5 млн рублей, задолженность юридических лиц возросла на 45,5%, физических лиц — на 228,7%.
Однако к 1 января 2022 года задолженность юридических лиц снизилась до 131,5 млн рублей при электропотреблении в 7,5 млрд рублей. В «Татэнергосбыте» отмечают, что это является рекордно низким показателем за всю истории компании.
Не сильно жалуются на долги юридических лиц и в «Петербургской сбытовой компании».
«Пандемия обострила ситуацию с собираемостью платежей, — признают в компании, — но сбалансированный и комплексный подход в работе со всеми категориями потребителей позволил ПСК избежать прироста задолженности по итогам 2020 и 2021 года».
При этом крупные потребители, в том числе транспортные и ресурсоснабжающие организации, комбинаты, ритейлеры демонстрируют высокий уровень платежной дисциплины. На стабильный уровень выведено исполнение условий договоров электроснабжения по оплате счетов целого ряда крупных должников из разных отраслей, отмечают в «Петербургской сбытовой компании».
Аналогичная тенденция сложилась и в «Мосэнергосбыте».
«По итогам 2021 года наблюдается снижение просроченной дебиторской задолженности. За 12 месяцев суммарный долг потребителей Москвы и Подмосковья снизился на 1 млрд рублей и по состоянию на 1 января 2022 года составил порядка 16,4 млрд рублей», — отметили в компании.
Кнут и… цифровизация
Как лидерам рынка в условиях пандемии удалось сократить задолженность, прежде всего, крупных предприятий? Безусловно, одним из ключевых рычагов по-прежнему остается «силовой» метод воздействия на должников, с помощью ограничений энергоснабжения, претензионно-исковой работы, привлечения службы безопасности и правоохранительных органов. Такая работа была усилена в 2020 и 2021 годах, отмечают, в частности, в «Петербургской сбытовой компании».
В «Татэнергосбыте» добавили, что нельзя недооценивать роль личных коммуникаций в этом процессе: переговоры с руководством компаний-должников, работу балансовых комиссий на уровне курирующих министерств.
В «Мосэнергосбыте» наиболее эффективным назвали ограничение электроснабжения, помогает и начисление пеней.
«В 2021 году в качестве пеней за просрочку платежей должникам было начислено 1,8 млрд рублей. Оплачено в качестве пеней 1,3 млрд рублей — на 602,4 млн рублей больше, чем за аналогичный период 2020 года», — уточнили в компании.
Однако все большую роль в решении проблем с долгами потребителей, в том числе юридических лиц, начинает играть цифровизация. Новые технологии помогают выстраивать более эффективную обратную связь и с населением, и с крупными предприятиями.
«Использование цифровых инструментов (e-mail-уведомлений, публикации уведомлений об ограничении на официальном сайте ПСК, зарегистрированном в качестве СМИ, размещении информации в личном кабинете и его мобильной версии, push-уведомлений) сокращает цикл общения с клиентами и позволяет в больших объемах предупреждать их как о возможности, так и о факте возникновения задолженности. Электронные каналы для связи указываются в договорах энергоснабжения или дополнительных соглашениях и имеют официальный статус», — подчеркивают в «Петербургской сбытовой компании».
В 2021 году в CRM-системе ПСК появился функционал полностью автоматизированной рассылки уведомлений юрлицам. Клиент оперативно получает всю информацию о выставленных счетах, сроках их оплаты, возникновении задолженности и даже о том, когда возможно ограничение энергоснабжения.
В свою очередь, «Мосэнергосбыт» в 2021 году ввел новый сервис — предварительную запись на визит в клиентский офис. Эта опция позволяет клиентам экономить личное время, выбрать удобный период для визита и избежать очередей.
Политический рычаг и экономическая активность
В том, что энергосбытам в 2021 году, даже в условиях пандемии, удалось увеличить собираемость платежей, нет ничего удивительного. Ведь у них появился политический рычаг в виде возможности ограничивать подачу электроэнергии отдельным категориям должников. Такую точку зрения высказал управляющий партнер Агентства энергетического анализа Алексей Преснов.
Алексей Преснов, управляющий партнер Агентства энергетического анализа«Крупные региональные энергосбыты, имеющие статус гарантирующих поставщиков (ГП), являются, по сути, филиалами генерирующих компаний, большинство которых принадлежит государству. И с ними приходится считаться, — заметил эксперт. — Раньше нынешних возможностей отключать должников у энергосбытов не было — сразу же приходила прокуратура. Это одна сторона. Другая — контроль за финансами так называемых независимых энергосбытов привели в порядок. Собранные деньги теперь не уходят в никуда. Это повысило уровень доверия к энергосбытам со стороны плательщиков».
Однако, по мнению Алексея Преснова, существующая на российском рынке система гарантирующих поставщиков (ГП) давно устарела. Она не позволяет развиваться конкуренции. Цифровизация ГП — всего лишь попытка этих компаний найти свое место на рынке.
«У нас энергия течет сверху вниз, а деньги — снизу вверх, по вертикальной парадигме. А в других странах это происходит по горизонтали благодаря развитому розничному рынку и большому количеству его участников, которые бьются за каждого клиента. При горизонтальных связях проблема собираемости платежей решается проще, все уходит в цифру. Пока мы имеем устаревшую систему сбыта электроэнергии, другой у нас нет».
Сергей Кондратьев, заместитель директора Института энергетики и финансовЗаместитель директора Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев связал улучшение платежной дисциплины у юридических лиц в минувшем году с общим ростом экономической активности в России. «Рост заказов и прибыли позволил компаниям более дисциплинированно платить по обязательствам», — отметил он.
Кроме того, по мнению эксперта, в последние годы энергосбыты активнее ведут претензионную работу, включая предъявление досудебных претензий и обращение в суд, в том числе и с требованием о банкротстве. Такие действия позволяют снизить объем просроченной задолженности. Помогают и требование гарантий у проблемных МУПов, и акции по списанию пеней при оплате долгов.
По словам эксперта, свою роль сыграли и технические моменты. Крупные энергосбыты переходят к практике выставления электронных счетов. Это позволяет увеличить собираемость платежей, так как часть потребителей не оплачивает счета вовремя из-за того, что не получает счета или просто не может вовремя дойти/совершить платеж. Конечно, в большей степени это характерно для бытовых потребителей, но и в случае юрлиц переход на электронный оборот может давать определенный эффект.
Цифровизация не столько помогает «взысканию» платежей, сколько предотвращает накопление (текущей) задолженности у добросовестных потребителей, которые чаще всего по организационным причинам не всегда вовремя платят по обязательствам.
«Если же говорить о накоплении безнадежной задолженности, то анализ данных по платежам позволяет энергосбытам определять проблемных потребителей на «раннем этапе», начиная работу с такими потребителями до накопления значимой задолженности», — подчеркнул Сергей Кондратьев.