8 812 303 69 69 единый контактный центр

8 812 303 69 69 единый контактный центр

Оплачивайте электроэнергию и передавайте показания без комиссии и очередей!

Личный кабинет

Оплачивайте электроэнергию и передавайте показания без комиссии и очередей!

Личный кабинет

Оплачивайте электроэнергию и передавайте показания без комиссии и очередей!

Личный кабинет
МЕНЮ

Счета уходят в цифру

18 апреля 2022

Минстрой РФ разработал новую форму типового договора о предоставлении коммунальных услуг, которая предусматривает возможность отказа от бумажных квитанций в пользу доставки счета на электронную почту или в личный кабинет на сайте ресурсоснабжающей организации. Она разработана в рамках проекта постановления «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ в части совершенствования порядка расчетов за коммунальные услуги», опубликованного на портале проектов нормативно-правовых актов.

Но даже если постановление примут, это не означает скорый всеобщий переход на электронные расчеты за ЖКУ, потому что для этого необходимо перезаключение всех договоров с поставщиками услуг.

«Если мы говорим о больших городах - Санкт-Петербурге, Москве или Казани, - это займет несколько месяцев, а может растянуться и на более длительный срок. Минстрою лучше дать регионам право самостоятельно принимать решения по данному вопросу, потому что разные субъекты РФ имеют разную возрастную структуру населения. И большинство пожилых людей не готово оплачивать услуги ЖКУ в электронном виде. Для них это будет большой проблемой», - считает руководитель регионального центра НП «ЖКХ Контроль» в Петербурге Алла Бредец.

Однако по новому стандарту, если не выбран способ получения счета, все равно по умолчанию потребитель получит в почтовый ящик бумажную квитанцию. Предполагается, что такой механизм убережет от сложностей тех, кто не владеет интернетом.

Как объясняет Алла Бредец, и сейчас некоторые ТСЖ или ЖСК, стремящиеся к экономии, принимают оплату в электронном виде и не заключают договоры с расчетными центрами. Жилищное законодательство это позволяет, а инициатива Минстроя, по сути, просто закрепляет практику.

По сообщениям АО «Петербургская сбытовая компания», к апрелю уже более 185 тыс. бытовых потребителей перешли на доставку счетов в электронном виде.

Не исключено, что форсирование отказа от традиционных квитанций вызвано острой нехваткой офисной бумаги, случившейся на фоне сложностей с ее производством из-за санкций.

В конце марта представители АО «ЕИРЦ Петроэлектросбыт» говорили «ДП», что дефицит на потребителях не отразится. «Предоставление счетов, как бумажных, так и электронных, ведется в штатном режиме. В случае возникновения сложностей с предоставлением единых платежных документов в бумажном виде все клиенты будут проинформированы заранее», - сообщили в компании. Тем не менее некоторые небольшие управляющие организации в этот период объявляли о полной переориентации на электронный документооборот.

Алла Бредец говорит, что переход на цифровые носители и без ситуации с дефицитом бумаги постепенно шел несколько лет. «Правительство пытается этим освободить граждан от уплаты комиссии, которую взимает банк при оплате ЖКУ. Причем начисляется она с каждой квитанции. Если собственник получает пять-шесть счетов, когда у него заключены прямые договоры с поставщиками услуг, то это получается достаточная сумма, особенно для незащищенных слоев населения», - поясняет эксперт.

Даст ли существенную экономию полный переход на электронные квитанции, пока непонятно. С одной стороны, устранятся расходы на доставку счетов абонентам и печать самих бланков. АО «ВЦКП», например, проводило конкурс на их изготовление с начальной ценой почти 13,3 млн рублей, а с учетом текущих цен на бумагу затраты могут возрасти. Но вместе с этим возникнет необходимость в содержании более масштабной серверной инфраструктуры, обслуживающих команд и специалистов call-центров, которые будут решать проблемы граждан.