8 812 303 69 69 единый контактный центр

8 800 100 69 96 справочная служба

8 812 303 69 69 единый контактный центр

8 800 100 69 96 справочная служба

Оплачивайте электроэнергию и передавайте показания без комиссии и очередей!

Личный кабинет

Оплачивайте электроэнергию и передавайте показания без комиссии и очередей!

Личный кабинет

Оплачивайте электроэнергию и передавайте показания без комиссии и очередей!

Личный кабинет
МЕНЮ

"Очень накладно": модель управления спросом на электричество рвётся в бой

25 февраля 2021

Модель управления спросом на электроэнергию ещё год будет обкатываться в режиме эксперимента. С 2022 года её могут внедрить законодательно.

Минэнерго разместило на сайте regulation.gov.ru проект поправок в закон "Об электроэнергетике", предполагающий включение в работу оптового рынка электроэнергии (мощности) модели управления спросом. Её суть в следующем: если потребители в часы высокого спроса на электроэнергию отключат некоторые устройства, то суммарное потребление в энергосистеме снизится. Системному оператору Единой энергетической системы (СО ЕЭС) в таком случае не придётся задействовать дорогостоящие источники электроэнергии.

Энергорынок устроен так, что при низком уровне спроса потребители получают электроэнергию от тех генераторов, себестоимость производства электричества у которых относительно невысока. К таким источникам относятся ГЭС и АЭС. По мере роста спроса Системный оператор подключает более дорогие источники, из–за чего средняя цена на электричество увеличивается.

Чтобы реже использовать дорогую генерацию и в итоге не допускать роста цены на электроэнергию в течение дня, регуляторы энергетического рынка и разработали модель управления спросом (Demand Response).

Пилотный проект по апробации модели проводится с 2019 года. Решением правительства РФ в законодательство введена новая категория участников оптового и розничного рынков электроэнергии — агрегаторы спроса. Это компании, преимущественно энергосбытовые, которые собирают заявки от потребителей, готовых в определённые часы по команде Системного оператора снизить электропотребление, то есть отключать часть энергопринимающих устройств. Агрегаторы спроса транслируют команды СО ЕЭС и в случае точного их исполнения потребителями выплачивают им денежную премию. В свою очередь, деньги агрегаторам переводит Системный оператор из тех отчислений, которые участники энергорынка платят ему за услуги по оперативно–диспетчерскому управлению.

Заработал миллион

В Петербурге агрегатором спроса является Петербургская сбытовая компания (ПСК). Там рассказали, что в 2020 году в проекте Demand Response участвовали 11 потребителей, а в 2019–м — шесть. Участники эксперимента подавали заявки агрегатору, в которых указывали, на какое количество киловатт они готовы сократить мощность энергопринимаемых устройств и какую плату хотели бы получить за эти услуги. Далее СО ЕЭС удовлетворял предложения тех агрегаторов, стоимость услуг которых не превышала установленную предельную цену. В ПСК отметили, что компания проходила все отборы в 2020 году, их было четыре.

"Команды на снижение нагрузки поступали от 3 до 5 раз в месяц. Потребитель сам выбирал длительность периода разгрузки — 2 или 4 часа, эта величина прописывалась в договоре оказания услуг между потребителем и агрегатором. Снижение возможно на любой объём, который заявил участник", — сообщили "ДП" в ПСК.

Абоненты, участвующие в отборе с ПСК, в 2020 году суммарно снижали спрос на 9,5 МВт в месяц. Размер вознаграждения, как говорят в компании–агрегаторе, зависит от точности исполнения команд СО ЕЭС, выбранной потребителем длительности периода разгрузки и объёма снижения. "У одного из наших потребителей максимальная сумма вознаграждения составила 1,8 млн рублей в месяц", — добавили в ПСК.

В пресс–службе Сиcтемного оператора "ДП" сообщили, что среди потребителей механизм управления спросом на розничном рынке оказался "высоковостребованным". В 2019 году в пилотном проекте участвовали 39 агрегаторов управления спросом со 101 объектом потребления. В 2020 году их было уже 69 — с 355 объектами из 51 региона. Суммарно агрегаторы спроса в 2020 году получили от СО ЕЭС 658 млн рублей. Причём, как отметили в пресс–службе СО, объективная цена в условиях конкуренции заявок складывалась существенно ниже предельной. Это происходило вследствие того, что многие потребители были готовы оказывать услуги по ценам ниже предельных уровней. В итоге во время конкурентных отборов в 2020 году цены оказания услуг снижались в диапазоне от 7 до 88% от стартового уровня.

В СО ЕЭС отмечают положительный экономический эффект пилотного проекта. Так, в декабре 2020 года СО ЕЭС заплатил агрегаторам меньше, чем удалось сэкономить на снижении цены на электроэнергию. "В декабре 2020 года оплата услуг агрегаторов составила порядка 73 млн рублей, а эффект на рынке на сутки вперёд (РСВ) — более 82 млн рублей", — уточнили в СО ЕЭС.

В 2021 году эксперимент продолжится. Правительство РФ 8 февраля выпустило постановление № 132, которым продлило срок проведения пилотного проекта ещё на год.

По словам начальника департамента рынка системных услуг СО ЕЭС Максима Кулешова, предельный объём участия розничных потребителей в 2021 году увеличен до 1866 МВт (1% от спроса на мощность в РФ) против 910 МВт в 2020 году (0,5%). Предельная цена на 2021 год составляет 917 тыс. рублей за 1 МВт в месяц в первой ценовой зоне ОРЭМ (европейская часть РФ) и 762 тыс. рублей / МВт во второй (Сибирь).

Пора к делу

Валерий Дзюбенко, заместитель директора ассоциации "Сообщество потребителей электроэнергии", считает, что пилотный проект затянулся, модель пора переводить в боевой режим. "Результаты “пилота” показывают, что все задачи, которые перед ним ставились, давно выполнены, возможности механизма исследованы, интерес участников неуклонно растёт. Поэтому затягивать с пилотированием дальше не имеет смысла, вдобавок это очень накладно", — сказал он. Дзюбенко напомнил, что инициатива финансируется за счёт дополнительных платежей потребителей.

В ассоциации говорят, что уже ознакомились с предложенными поправками в закон "Об электроэнергетике" и считают, что проект нужно дорабатывать. Например, из текста документа не очевидно, как запуск модели поможет достичь положительных общесистемных экономических эффектов, которые привели бы к снижению расходов потребителей на энергоснабжение.

"Расходы потребителей энергии от агрегирования спроса должны быть компенсированы за счёт снижения платы за электроэнергию и мощность, замещения выработки наиболее дорогой и неэффективной генерации в пиковые часы с увеличением потребления в другое время суток. Однако положений, обеспечивающих такого рода эффекты для потребителей энергии, проект не содержит", — говорится в обращении Сообщества потребителей энергии на имя министра энергетики РФ Николая Шульгинова.

Боевая подготовка

Между тем в СО ЕЭС отмечают, что подготовка к переводу модели в боевой режим уже ведётся. В 2021 году помимо принятия поправок в закон "Об электроэнергетике" планируется скорректировать правила оптового и розничного рынков.

По прогнозам Системного оператора, к 2025 году в управлении спросом будет участвовать уже 4 ГВт мощности. "В дальнейшем программа управления спросом должна быть организована таким образом, чтобы в ней могли принять участие сотни тысяч потребителей", — говорят в СО ЕЭС.

Однако потенциал механизма может оказаться нивелирован из–за того, что многие потребители технологически не готовы ограничивать спрос. В связи с этим, считают в СО ЕЭС, одной из ключевых задач становится создание инфраструктуры (например, повсеместное использование приборов учёта с возможностью дистанционной передачи данных), обеспечивающей возможность участия в программах управления спросом широкого круга потребителей.

В СО ЕЭС отмечают, что с точки зрения законодательства в модели управления спросом может участвовать и население. Но для этого агрегаторам придётся решить множество организационно–технических вопросов.